Sat21122024

14 Mar 2019

Почему мобильные телефоны не смогли уничтожить радиосвязь 2019

160 лет со дня рождения изобретателя радио Александра Попова отмечается в марте. Корреспондент «Вечерки» посетил музейный комплекс радиоэлектроники в колледже связи № 54.

 

 

 

alt

Директор музейного комплекса радио-электроники Евгений Васильевич выходит в эфир
Фото: Алексей Орлов, "Вечерняя Москва"
 

А незадолго до этой знаменательной даты свое 78-летие отметил основатель и директор музейного комплекса Евгений Суховерхов. Несмотря на почтенный возраст, он каждый день приходит на работу, чтобы проводить экскурсии. Юбилей знаменитого физика и электротехника, благодаря которому началась эра радио, он отметит на своем посту.

— Радиолюбительством я увлекся еще в детстве, получил позывной и стал выходить в эфир. Мне настолько понравилось, что я специально приехал в Москву и устроился работать в Центральный клуб радиолюбителей имени Эрнста Кренкеля, — рассказывает Суховерхов.

Он начал с увлечением коллекционировать радиоаппаратуру. А когда клуб распался, перевез коллекцию в колледж связи. Экспонатов теперь столько, что они с трудом помещаются в пяти просторных залах и заняли целый этаж. Так получилось три полноценных тематических музея.

Евгений Васильевич провожает корреспондента «Вечерки» в помещение, где ныне располагается Центральный музей радиолюбительства имени Э.Т. Кренкеля. В центре — массивный бюст Александра Попова, а рядом — работающие копии его первых изобретений.

— Уникальные аналоги, — не без гордости произносит Суховерхов.

Среди них обращают на себя внимание два аппарата.

— Оборудование, передающее сигналы, было и до Попова, — утверждает наш гид. — Но заслуга изобретателя в том, что он сумел создать беспроводные приемники, которые передавали текст с помощью азбуки Морзе на дальние расстояния. Этим он поставил жирную точку в изобретении радио.

Евгений Васильевич включает оба аппарата. На одном из них, где два шарика расположены недалеко друг от друга, пробежала электрическая молния. Суховерхов стал отбивать азбуку Морзе. А на втором послышались звуки.

— Таких приборов в мире единицы, — утверждает мужчина. — И один — у нас в музее.

По его словам, часть приемников и трансиверов он приобретал сам, а какие-то обменивал. Многие дарили знакомые радиолюбители. В другом зале — Музей истории военной техники связи. Здесь представлены аппаратура связи военного и послевоенного периодов, военная атрибутика, стенды с документами и фотографиями.

— Многие из этих экспонатов выпускались в ограниченном количестве, — говорит Суховерхов. — С «Севером», например, советские радисты высаживались в тыл врага и передавали информацию. Это небольшой передатчик. Но к нему требовалось четыре аккумулятора по три килограмма каждый.

alt
Радиоприемник выпуска 1950-х годов из коллекции музея Фото: Алексей Орлов, "Вечерняя Москва"

Как-то в техникум пришла участница войны Екатерина Усанова. Она расплакалась, увидев аппарат. И рассказала, что однажды, выполнив задание, чуть не попала в руки к фашистам. Пришлось выбросить оборудование...

По соседству выставлена антенна, которую называют «Бычий хвост».

— Она потому так называется, что ее можно сжимать, а после она выпрямляется, — Суховерхов демонстрирует, как это происходит на деле.

Еще один из раритетов музея: приемник, собранный руками белорусских партизан. Он понадобился во время Великой Отечественной войны, чтобы слушать сводки советского информбюро. Ведь немецкая пропаганда перевирала происходящие на фронтах события. Наши партизаны слушали голос диктора Юрия Левитана и распространяли листовки среди местных жителей. В следующем зале — продолжение экспозиции.

— Здесь собраны трансиверы, которые выпускались для армии, — рассказывает экскурсовод. Большинство из них настроены на отдельную частоту. Поэтому часть работает на близкое расстояние, другая — на дальнее.

Смотрю на предмет, похожий на тренажер. Что за диво?

— Это генератор «Солдатмотор», — поясняет Евгений Васильевич. — Военные использовали его там, где не было электричества, чтобы срочно выйти в эфир.

А вот в четвертом зале — Музей бытовой радиоэлектроники.

— О моем увлечении быстро узнали радиолюбители, — вспоминает Суховерхов. — Мне начали нести и телевизоры, и магнитофоны, и аудиоплееры. И я решил создать отдельную экспозицию из этих вещей.

Вот на полке знаменитый «КВН-49». Да-да, тот самый, который смотрели через линзу. Много слышал о нем, но увидел впервые. А ведь «доисторический» экспонат находится в рабочем состоянии! Мой гид включает его, и на экране — одна из программ российского телевидения. Евгений Васильевич показывает мне приемники «Москвич» разных модификаций, которые выпускались на заводе «Красный Октябрь».

— В 1950-е годы их массово изготавливали для жителей Советского Союза, — рассказывает директор комплекса. — А другой приемник, рижского завода «Фестиваль», — 1958 года выпуска. Он был намного больше по размеру, дороже, но и лучше работал. Поэтому приходилось выбирать: или компактность, или качество звука.

Отдельный, уже пятый по счету, зал — собрание трансиверов, которыми пользуются студенты-радиолюбители, чтобы выходить в эфир. За отдельным столом — коллективная радиостанция.

Суховерхов берет наушники, настраивает нужную частоту и называет позывной: «Роман, киловатт, 3, Федор. Кто слышит меня, ответьте. У нас находятся корреспонденты «Вечерки» и передают привет всем радиолюбителям». Отзывается радиолюбитель из Херсонской области и желает всего лучшего.

— Семьдесят три! — отвечает ему Суховерхов.

Login to post comments