— Елена, расскажите, как вы увлеклись радиоспортом. Для женщины это довольно оригинальное занятие.
— В конце 80-х меня вместе с младшей сестрой родители привели в Дом пионеров Савеловского района. Нужно было записать нас в какие-нибудь кружки.
Сестре, как нормальной девочке, ближе оказались танцы и музыка, а вот меня потянуло в секцию под названием «Коллективная радиостанция».
— Вас приняли сразу же?
— Некоторое время пришлось подождать. В кружок записывали только с 12 лет, потому что с этого возраста можно было получить наблюдательский позывной.
А я была младше. Так что для начала мне пришлось отправиться в кружок радиотелеграфистов, где я изучила азбуку Морзе. Но 25 декабря 1988 года я провела свой первый сеанс радиосвязи на коллективной радиостанции. Этот день я не забуду никогда в жизни. Это точка отсчета.
— Когда впервые вы попали на соревнования?
— Это было в 1989 году, а у меня все еще не было позывного. В команду меня официально включить не могли, но это не помешало мне получить массу незабываемых впечатлений.
Я по-настоящему «заболела» соревнованиями. В 90-х выступала постоянно, получала дипломы, стала разрядницей.
— Что было главным: победа или участие?
— Скорее участие. Мне было интересно, сколько радиостанций смогут меня услышать, с какими из них я сумею наладить связь за короткое время, отведенное на задание. Страстные радио любители всегда охотятся на тех, кто сидит на островах или выходит в эфир с удаленных территорий. Я ловила их волны.
Кстати, встречаясь с такими людьми на радиоволнах, я захотела объездить мир и побывать там, где не бывал практически никто.
— Куда отправились первым делом?
— В 1991 году меня отправили на смену юных техников в пионерский лагерь «Океан» во Владивостоке. Меня поразила дальневосточная природа. Я буквально влюбилась в нее. Я не думала, что когда-нибудь смогу вернуться туда, но когда стало ясно, что радиоспорт — увлечение всей моей жизни, я снова оказалась на берегах Тихого океана. В составе радиоэкспедиций я побывала на островах Рикорда и Монерон, была на Сахалине и на острове Шикотан.
Путешествие — это каждый раз что-то невероятное. Мало того, что ты бываешь в разных климатических и часовых поясах, тебя понимают практически везде.
— Но ведь бывают и непредвиденные случаи. Какие происходили с вами?
— Однажды мы приехали на остров Шумаровский посреди Рыбинского водохранилища. Дело было зимой, и мороз был по-настоящему трескучим — более 30 градусов ниже нуля. У аппаратуры отошли контакты. Благо мы взяли с собой запчасти, так что поломку удалось быстро исправить. Но продержаться там долго мы все равно не смогли. Пришлось свернуть работу раньше запланированного, но ряд сеансов радиосвязи мы все же провели.
— Какие еще природные явления, кроме мороза, могут помешать нормальной работе?
— Северное сияние, например. Мы наслаждались его красотой на международных соревнованиях Союза радиолюбителей России в Исландии. Конечно, это невероятно красиво, но качество связи заметно ухудшает. Тогда высокого результата показать не получилось. А вот на Галапагосских островах позиция была расположена на горе. Первую неделю устанавливали и проверяли антенны. Погода была идеальная. А вот потом, когда проходили соревнования, над нами нависло облако, и оставшуюся неделю мы жили в нем. Океана не видно, и стопроцентная влажность. Но трудные условия, наоборот, закаливали. За две недели экспедиции наша команда провела около 60 тысяч сеансов связи с радиолюбителями всего мира, а в международных соревнованиях мы заняли шестое место.
— Насколько ценит наших радиолюбителей остальной мир?
— Судите сами. В прошлом году я выступала за одну из наших команд на двух международных соревнованиях. Мы устанавливали связь с Канарских островов.
Оба раза занимали второе место, уступая... нашим же соотечественникам, работавшим из Марокко.
— Сколько нужно времени, чтобы спланировать радиоэкспедицию?
— Иногда я становилась участником таких экспедиций внезапно и по чистой случайности, так что ни о каком времени на подготовку речи вообще не шло. Так, в 2009 году мне удалось присоединиться к команде португальских радиолюбителей и поучаствовать в их экспедиции на необитаемый остров Чао в архипелаге Ильяш-Дезерташ рядом с островом Мадейра.
В этом году во время поездки во Францию я случайно стала членом французской экспедиции на Фриульские острова, где расположен хорошо знакомый нам по произведениям Александра Дюма замок Иф.
— Как удалось добиться высокого звания мастера спорта международного класса?
— Мастером спорта я стала еще в 2007 году, а в 2016-м, выиграв престижные мировые соревнования, обрела уже нынешний свой статус. На выполнение необходимого для него норматива мне потребовалось 10 лет.
СПРАВКА
Московская городская организация Союза радиолюбителей объединяет более 400 спортсменов. Возглавляет ее почетный радист России Сергей Кулев. Более 20 человек имеют звания «Мастер спорта» и «Мастер спорта международного класса».
Автор Андрей Объедков
Подробнее: http://vm.ru/news/415803.html